Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц
Лукояновский район
Официальный портал органа местного самоуправления Нижегородской области
Ссылки
ГосуслугиЗаконодательное собрание
Администрация Нижнего НовгородаГородская дума Нижнего Новгорода
Правительство Нижегородской областиПолпред президента в ПФО

Отчет о Земском собрании 21.12.2018 г.

docxСкачать «Отчет о Земском собрании 21.12.2018 г.»
207079.docx1562 Kb

Заседание Земского собрания Лукояновского муниципального района Нижегородской области

21  декабря  2018 года

 

 О бюджете  Лукояновского муниципального района Нижегородской области на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов.

Докладчик: Мигачева Н.И. – начальник финансового управления администрации района.

C:\Users\Елена\Desktop\мигачева.JPG

На Ваше рассмотрение предоставляется проект решения Земского собрания о районном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов.

      По действующему законодательству в районный бюджет в 2019 году просчитана сумма зачисляемых налоговых и неналоговых доходов в объеме 32 ,8 млн.рублей, а на исполнение возложенных на нас полномочий (содержание объектов образования 13 школ, 14 детских садов, ДШИ , ДДТ, детского лагеря, музея, объектов культуры, физкультуры и спорта и др.)  нам необходимо по минимуму 324,8 млн. рублей        . К 32,8 млн.рублей  району просчитана дотация в сумме 270,1 млн.рублей (97, 8 млн.рублей и взамен дотации 172,3 млн.рублей по дополнительному нормативу от НДФЛ). Наших собственных доходов 10,8 %, на 89,2 % мы зависим от области. К нашей потребности область дала 270,1 млн. рублей дотации , с нашими доходами 302,9 млн.рублей, необходимо 324,8 млн.рублей. Недостаточность средств  по бюджетным заявкам составляет 21,9 млн.рублей . 

      Поэтому формирование районного бюджета- это всегда нелегкий процесс поиска компромисса между потребностями и возможностями района. А в последнее время эта задача еще более усложнилась. Приходится учитывать множество дополнительных факторов и действовать в условиях различных ограничений, например, с 2019 года просчитанных модельных расходов по всем муниципальным образованиям, в том числе и нашего района, на уровне области. 

       Бюджет разрабатывался в соответствии с планом мероприятий, утвержденным постановлением администрации района. Перед формированием бюджета на 3 летний период была проведена огромная работа, прежде всего связанная с внесением изменений в приказы, порядки, положения, решения , постановления. Получены от поселений решения по передаче части полномочий поселений района по решению вопросов местного значения . Принято решение Земского собрания по данному вопросу. Принято решение о дополнительном нормативе отчислений от НДФЛ в размере 82 % взамен району дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

         Бюджет на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов формировался исходя из концентрации финансовых ресурсов по приоритетным направлениям расходования бюджетных средств, в первую очередь связанных с реализацией Указов Президента, ежегодного послания Президента РФ Федеральному собранию, проекта областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, прогнозе социально – экономического развития района, а также Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в Лукояновском муниципальном районе на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденными постановлением администрации Лукояновского муниципального района от 21.09.2018г № 694-п. Была просчитана оценка ожидаемого исполнения бюджета за 2018 год.

       В этом году проект районного бюджета уже во второй раз формируется на 3 года на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. Нам это формирование уже полезно, некоторые конкурсные процедуры по 44 ФЗ мы проводим в этом году на 2019 год.  Подготовленный проект решения  был представлен в Земское собрание 15 ноября 2018 года (срок представления по Положению о бюджетном процессе в Лукояновском муниципальном районе установлен 15 ноября ).  Одновременно с указанным проектом были представлены следующие документы:

-Основные направления бюджетной и налоговой политики в Лукояновском муниципальном районе на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденными постановлением администрации Лукояновского муниципального района от 21.09.2018г № 694-п;

-Предварительные итоги  социально-экономического развития Лукояновского муниципального района за 6 месяцев 2018 года.

-Прогноз социально-экономического развития Лукояновского муниципального района на 2019 год и на период до 2021 года, утвержденный постановлением администрации Лукояновского муниципального района от 06.11.2018г № 797-п;

-Прогноз основных характеристик  на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов;

- Оценка ожидаемого исполнения районного бюджета за текущий финансовый год;

-пояснительная записка к проекту бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, включающей расчеты по статьям классификации районного бюджета, а также расчеты и обоснования по расходам районного бюджета;

- реестр расходных обязательств, подлежащий исполнению за счет средств районного бюджета;

- методика и расчеты распределения межбюджетных трансфертов бюджетам поселений в очередном финансовом году и плановом периоде;

- расчет верхнего предела муниципального долга Лукояновского муниципального района на 1 января 2020 года и на 1 января 2021 и 2022 годов;

- паспорта муниципальных программ  Лукояновского муниципального района;

- перечень публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств районного бюджета;

-реестр источников доходов районного бюджета.

 Проект был опубликован в газете «Лукояновская правда» 20 ноября , размещен на официальном сайте Лукояновского муниципального района в разделе «Земское собрание» и  «Финансы»,  рассмотрен  на заседании Общественного совета (председатель Юдина М.Вас), созданного при администрации Лукояновского муниципального района, 30 ноября проведены   публичные слушания. Получены положительные рекомендации по принятию бюджета и положительные заключения на проект бюджета.

 Для привлечения большего количества граждан района к участию в обсуждении вопросов формирования бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов мы разработали информационный сборник «Бюджет для граждан». Опубликован на официальном сайте Лукояновского района   .

Он знакомит население района с основными положениями главного финансового документа, а именно проекта районного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.       Бюджет для граждан нацелен на широкий круг пользователей- всех граждан района, интересы которых в той или иной мере затронуты районным бюджетом.

 

         На территории нашего района составляются: районный бюджет и бюджеты 8 поселений, в т.ч. 2 городских и 6 сельских поселений. Бюджет районный составляется на 3 года: на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годы, бюджеты поселений на 1 год. Свод всех бюджетов составляет консолидированный бюджет Лукояновского муниципального района.

     При расчете бюджета, межбюджетного регулирования внутри района использовались следующие показатели социально – экономического развития района:

- численность населения по последним отчетным данным на 01.01.2018 -29 582,0 чел( на 01.01.2017 -29 897 чел. (- 315 чел) ( на 01.01.2016-30 216 чел.); (-319 чел.)

- фонд оплаты труда на 2019 год- 1 421,0 млн.рублей или 112,9 % к отчету за 2017 год (1258,4 млн.руб.), 106,3 % к оценке за 2018 год.

-Среднемесячная заработная плата планируется  на 2019 год в сумме 21 941 рубль  .  

Основные направления налоговой политики Лукояновского муниципального района на 2019 год и плановый период определены:

- увеличение  налогового потенциала в районе;

-  муниципальная поддержка приоритетных отраслей экономики и организаций  малого и среднего бизнеса;

-дальнейшее совершенствование налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов бюджета и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений, активизация претензионно-исковой деятельности;

- проведение мероприятий по повышению эффективности управления муниципальной собственностью, природными ресурсами

         В области бюджетной политики сохраняются действующие приоритеты бюджетных расходов :

- обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости бюджетной системы района;

-  повышение эффективности и оптимизация бюджетных расходов; - повышение  качества оказываемых муниципальных услуг;

- повышение эффективности муниципального управления;

- выравнивание возможностей граждан в получении качественных и доступных муниципальных услуг и создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий;

- развитие и совершенствование систем финансового контроля и контроля в сфере закупок;

- реализация принципов открытости и прозрачности управления муниципальными финансами, раскрытие финансовой и иной информации о бюджете и бюджетном процессе.

   Главным приоритетом является безусловное исполнение всех принятых расходных обязательств.

 В своем выступлении я уделю большее внимание показателям 2019 года.

Доходы бюджета Лукояновского муниципального района на 2019 год по налоговым и неналоговым поступлениям рассчитывались с учетом законодательства, действующего на момент составления проекта бюджета, а также планируемого к принятию на федеральном и региональном уровнях.  Доходы прошли согласование в МФ НО 10 августа 2018 года. По данным МФ НО налоговые доходы просчитывались в сумме 259,4 млн. рублей, согласовали 250,3 млн. рублей (без акцизов);  неналоговые доходы 12,7 млн. рублей  МФ НО, согласовывали 11,6 млн. рублей. Согласование провели на 10,2 млн. рублей меньше к прогнозу МФ НО, подписали протокол.

 В результате распределения средств по законодательству налоговые и неналоговые доходы больше всех в районе поступают в бюджет города-34 909,2 тыс.рублей, в бюджет района- 32 768,0 тыс.рублей Сразу скажу, что  Земское собрание Лукояновского муниципального района согласовало дополнительный норматив отчислений в размере 82% взамен дотации 26 октября 2018 г решение № 42 . В сумме  это на 2019 год- 172 333,2 тыс.рублей. НДФЛ в полном объеме 100% зачисляется в консолидированный бюджет района,90 процентов (8+82) в районный, 10 % в поселения

При формировании прогноза было учтены основные изменения законодательства, вступающие в силу, а также планируемые к принятию с 2019 года .

Структура доходов в нашем бюджете практически стабильна, резкие скачки наблюдаются только по безвозмездным поступлениям. Государственная Дума не меняет Бюджетный кодекс в вопросе перераспределения налогов на муниципальный уровень, финансовой самостоятельности на местах мало. Динамика по налоговым и неналоговым поступлениям на 3 года положительная, по динамике виден их рост. К 2021 году они должны вырасти по сравнению с 2018 годом на 17,8 % или на 34,2 млн. рублей. Рост же в 2019 году к прогнозу 2018 года составит 6,5 % или 12,6 млн рублей.

Налоговые доходы бюджета Лукояновского муниципального района на 2019 год прогнозируются в объеме 197 671,85 тыс.рублей  или 107,8 % к первоначальному плану 2018 года -183 453,3  ).

В структуре налоговых доходов районного бюджета основным является, как вы уже знаете, налог на доходы физических лиц- 95,8%. Рост налоговых доходов обусловлен ростом поступлений именно от этого доходного источника. Но это вместе с дополнительным нормативом 82 % взамен дотации району Снижение поступлений наблюдается по налогам ЕНВД ввиду введения для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, налоговых вычетов в размере 18 тыс. рублей на одну единицу приобретенной контрольно-кассовой техники, обеспечивающей передачу фискальных данных в налоговые органы через оператора фискальных данных, ЕСХН. Рост поступлений по госпошлине составляет 2,3 % к 2018 году.

Поступление неналоговых доходов прогнозируется в объеме 7 429,3 тыс.рублей. Это меньше, чем в 2018 году на 17,6 % или  на 1589,7 тыс.рублей

Основной объем неналоговых доходов формируется за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности – 3 323,8 тыс.рублей, на 610,9   тыс.рублей  меньше, чем в 2018 году .  В неналоговых доходах они составляют 44,7 %. Это дивиденды по нашим акциям, переданным ОАО «Газпромгазораспределение Нижний Новгород»  – 200,0 тыс.рублей, аренда земли и имущества – 3 123,8 тыс.рублей . Плата за негативное воздействие на окружающую среду составляет 508,3 тыс.рублей или 16,1% в структуре неналоговых доходов,  поступление штрафов, санкций, возмещение ущерба 1 790,0 тыс.рублей или 24,1% в неналоговых поступлениях и доходы от продажи земли и имущества – 7,8% или 580,0 тыс.рублей.

Доходы от оказания платных услуг (работ), оказываемых казенными учреждениями на 2019 год определены в сумме 886,1 тыс.рублей и доходы от компенсаций затрат-71,1 тыс.рублей. Они занимают 12,9 % в структуре неналоговых поступлений.

Всего налоговые и неналоговые доходы прогнозируются на 2019 год в объеме 205 101,15 тыс.рублей, это на 12 628,9 тыс. рублей больше плановых назначений 2018 года и на 649,6 тыс.рублей больше ожидаемого исполнения 2018 года.

 

         Но своими средствами (налоговыми и неналоговыми поступлениями)  наш район, к сожалению, не сможет выполнить возложенные на нас задачи и функции. Мы завязаны межбюджетными отношениями и получаем межбюджетные трансферты в виде дотаций, субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов. Без конкретной цели использования предоставляются дотации. Остальные средства – целевые.

Прогноз безвозмездных поступлений на 2019 год определен в сумме 473 612,5 тыс.рублей, нецелевое назначение только у дотаций, остальные 375 783,4 тыс.рублей имеют целевое назначение .

Из областного бюджета в 2019 году должна поступить дотация бюджету района на выравнивание бюджетной обеспеченности в сумме 97 829,1 тыс.рублей, что на 6 040,0 тыс.рублей  больше чем в 2018 году.

Субсидии в 2019 году бюджету муниципального района (к этим средствам мы должны в обязательном порядке заложить свою долю софинансирования)  – 28 627,2 тыс.рублей , в том числе:

-молодым семьям на приобретение или строительство жилья- 813,4 тыс.рублей. Наша доля составляет 188,7  тыс.рублей, 24,0 тыс.рублей из них составляет возмещение процентов банку;

- субсидии на строительство, реконструкцию, проектно-изыскательские работы и разработку проектно-сметной документации объектов капитального строительства- 25 568,8 тыс.рублей (строительство центра развития культуры в г.Лукоянов). Наша доля составляет 6 392,2 тыс.рублей;

- субсидии на оказание частичной финансовой поддержки районных СМИ- 1 581,5 тыс.рублей , уровень софинансирования  за счет  районного бюджета  20 %  или 395,4 тыс.рублей ;

- субсидии на обеспечение доступа к системе электронного документооборота- 663,5 тыс.рублей, наша доля 20 %- 165,9 тыс.рублей.

Всего мы закладываем в районном  бюджете на софинансирование 7 142,2 тыс.рублей.

 Субвенции  районному бюджету  определены в сумме   - 311 976,3 тыс.рублей на выполнение передаваемых  государственных  полномочий.

В бюджете увеличены  средства, передаваемые на АПК и большинство субвенций. В то же время  на 10,2 млн.рублей сократились субвенции на исполнение полномочий в сфере общего образования, на 2,5 млн. рублей  в сфере общего образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях по сравнению с прошлым годом.

В доходах бюджета на 2019 год учтены межбюджетные трансферты, получаемые из  бюджетов поселений на исполнение передаваемых полномочий в соответствии с заключенными соглашениями  в сумме 35 179,9 тыс.рублей, в том числе

- в области организации библиотечного обслуживания населения – 7 575,9 тыс.рублей;

- в области обеспечения услугами культуры -25 795,1 тыс.рублей;

- в области обеспечения услугами массовой физкультуры и спорта – 530,6 тыс.рублей;

- в области обеспечения услугами имущественных отношений – 447,8 тыс.рублей;

- в области обеспечения услугами в области архитектуры и строительства – 133,2 тыс.рублей;

- в области обеспечения услугами по кассовому исполнению бюджета- 401,5 тыс.рублей;

- в области формирования архивных фондов поселения- 295,8 тыс.рублей.

 

В подтверждение всего сказанного структура доходов бюджета Лукояновского муниципального района на 2019 год выглядит следующим образом:

  • налоговые доходы составляют – 29,1%;
  • неналоговые доходы – 1,1%;
  • безвозмездные поступления – 69,8 %, что примерно соответствует  принимаемому уровню 2018 года в доходах

 Прогнозируемые на территории района налоговые и неналоговые доходы в расчете на 1 жителя района  в 2019 году составляют 6,9 тыс.рублей,после получения помощи из областного и федерального бюджетов доходы в расчете на 1 жителя  составят 22,9 тыс.рублей.

Расчет бюджетных ассигнований на  2019 год  и на  плановый период 2020 и 2021 годов производился с учетом определенных приоритетов бюджетных расходов:

-Фонд оплаты труда рассчитан с учетом необходимости выполнения «дорожных карт» в рамках реализации майских  Указов Президента. По «дорожной карте» на 2019 год средняя зарплата  педагогических работников школ- по расчетам 31115 рублей , детсадов-29053 рубля, работников культуры -23350,88 рублей;

-индексации заработной платы по «неуказным категориям» " ( в т.ч в органах муниципальной власти) с 1 октября 2019 года на 4,2%;

- доведение заработной платы низкооплачиваемых категорий работников до МРОТ в 2019 году - 11 280 рублей;

- поддержка приоритетных отраслей экономики, а также малого бизнеса;

  • предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам городских и сельских поселений с учетом приоритетных направлений финансовой помощи.

Основная особенность в формировании бюджета по расходам – режим жесткой экономии остается

Предусмотрен режим экономии  на выплату зарплаты 7,5 % процентов в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности и наличия вакантных должностей .

Расходы бюджета распределены по 12 разделам бюджетной классификации, 7 главным распорядителям бюджетных средств и 7 муниципальным программам. 3 приложения распределения расходов представлены в проекте: по программам и непрограммным направлениям деятельности, по ведомствам ведомственная структура и распределение по разделам, подразделам и группам видов расходов общеустановленной бюджетной классификации  РФ.

Формирование расходов районного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов осуществлялось в программном формате на основе 7 муниципальных программ Лукояновского муниципального района Нижегородской области.

В 2019 году программные расходы районного бюджета (расходы на реализацию муниципальных программ) составляют  640 055,45  тыс. рублей или 94,5  % от общего объема расходов, непрограммные расходы –  37 358,2 тыс. рублей или 5,5 % от общего объема расходов.

Всего расходы районного бюджета на 2019 год    предусмотрены в сумме    677  413,65      тыс. рублей, что составляет 104,7   % к первоначальному бюджету 2018 года, расходы на 2020 год – 611 131,0  тыс. рублей, на 2021 год –  750 788,6  тыс. рублей

В 2019 году по непрограммным направлениям деятельности  отражаются  следующие основные расходы:

- на осуществление ежемесячной денежной выплаты Главе местного самоуправления – 544,1 тыс.руб.,

- на обеспечение деятельности Земского собрания Лукояновского муниципального района – 1708,8 тыс. руб.;

- на представительские расходы -150,0 тыс.рублей

-на обеспечение деятельности МКУ «Хозяйственная эксплуатационная контора»- 8019,2 тыс.рублей

- на обеспечение деятельности МБУ «МФЦ» - 4389,3 тыс.руб.;

- на оказание частичной финансовой поддержки районных СМИ – 1976,9 тыс.руб. в т.ч. за счет средств областного бюджета 1581,5 тыс.руб.;

- межбюджетные трансферты бюджетам поселений по первичному воинскому учету, где отсутствуют военные комиссариаты – 897,4 тыс.руб.;

- прочие не программные расходы –19672,5 тыс.руб.в т.ч.

единовременная выплата Почетному гражданину района – 10,0 тыс.руб.;

содержание службы ЕДДС и ЖКХ – 4928,6 тыс.руб.;

субсидии некоммерческим организациям (ВОИ и Совет ветеранов) – 70,0тыс.руб.

ежемесячная доплата к пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности – 5013,5 тыс.руб.

на проведение мероприятий, представительские расходы, расходы по содержанию муниципального имущества –314,4 тыс.руб.

расходы по резервному фонду -1 500,0 тыс.рублей

расходы на мероприятия по содействию занятости несовершеннолетних-50,0 тыс.рублей;

расходы на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами от 12 января 1995 года №5-ФЗ « О ветеранах» -3 737,7 тыс.рублей:

расходы на компенсацию части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в детских дошкольных учреждениях – 4  036,1 тыс.рублей

расходы на реализацию переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований Нижегородской области государственных полномочий по составлению(изменению, дополнению)списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации – 12,2 тыс.рублей.

Есть над чем поработать по включению вышеназванных мною расходов в программы всем разработчикам программ в 2019 году.

Расходы районного бюджета по разделу «Образование» определены в сумме 331 961,7 тыс.рублей, что на 11 143,0 тыс.рублей или 3,5 процента больше первоначального прогноза на 2018 год. Расходы запланированы на обеспечение деятельности 31 муниципального учреждения: 2 казенных МКУ ХЭК и МКУ Централизованная бухгалтерия и 29 бюджетных (14 детских дошкольных, 13 общеобразовательных школ , 2 учреждений дополнительного образования детей.

Бюджетные ассигнования по данному разделу будут, в основном, 97,6 % направлены в рамках реализации муниципальной программы «Развитие образования в Лукояновском муниципальном районе Нижегородской области на 2017-2020 годы и на период до 2023 г» - 324 051,2 тыс.рублей или 103,3 %.к бюджету 2018 года

Программа состоит из 6 подпрограмм .

Бюджетные ассигнования в рамках программы будут направлены на:

1. Обеспечение деятельности муниципальных образовательных учреждений – в 2019 году  316797,5тыс.рублей, что составляет  103,4 % к уровню 2018 года, в 2020 году- 306543,2      тыс.рублей, в 2021 году –  315781,4  тыс.рублей.

в том числе расходы на:

1.1 исполнение полномочий в сфере общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях – в 2019 году 128508,4     тыс. рублей, что составляет  92,4     % к уровню 2018 года, в 2020 году  - 128508,4  тыс.рублей,  в 2021 году   - 128508,4      тыс.рублей.

 Изменение  объема бюджетных ассигнований в 2019 году по сравнению с 2018 годом, связано, главным образом, с оптимизацией структуры нормативов финансового обеспечения на 1 обучающегося в связи с переводом численности персонала по отдельным должностям на финансирование из местного бюджета, исключением норматива по малокомплектным общеобразовательным организациям.

1.2 исполнение полномочий в сфере общего образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях – в 2019 году – 63684,5  тыс. рублей, что составляет 96,2 % к уровню 2018 года, в 2020 году –  63684,5  тыс.рублей, в 2021 году – 63684,5  тыс.рублей.

Изменение  объема бюджетных ассигнований в 2019 году по сравнению с 2018 годом, связано, главным образом, с оптимизацией структуры нормативов финансового обеспечения на 1 ребенка в связи с переводом численности персонала по отдельным должностям на финансирование из местного бюджета.  

По разделу  Культура и кинематография  просчитаны расходы в сумме 115 204,9 тыс.рублей ( против 80 189,6  т.р. или 143,7 % к уровню 2018 года. Запланированы расходы на содержание 2 казенных учреждений (МКУ ЦБУО МКУ ХЭС) и 5 бюджетных учреждений (музей, РДК, ЦБС, многофункциональный центр «Железнодорожник»,ДШИ. ПО разделу «Физическая культура и спорт» запланированы расходы на содержание МБУ «Центр физической культуры и спорта Лукояновского района».

Расходы на реализацию муниципальной программы составят в 2019 году 96454,7      тыс.руб., что составляет  110,2  % к бюджету 2018 года.

Бюджетные ассигнования в рамках  8 подпрограмм программы будут направлены на:

1.Обеспечение функций органов местного самоуправления в 2019 году – 2501,9     тыс.рублей, что составляет 93,5  % к бюджету 2018 года.

 

2. Обеспечение деятельности муниципальных учреждений, подведомственных отделу культуры и спорта Лукояновского муниципального района  в 2019 году –  27563,7  тыс.рублей, что составляет 109,8 % к бюджету  2018 года.

 

3. Субсидии бюджетным учреждениям на выполнение муниципального задания –  в 2019 году  64903,3  тыс.рублей, что составляет 108,6 % к бюджету 2018 года, в 2020 году- 57397,2      тыс.рублей, в 2021 году – 63484,9  тыс.рублей.

 В расходах на реализацию этой программы есть расходы по подпрограмме «Предоставление дополнительного образования в сфере культуры и спорта» - 8912,6 тыс.рублей ,или 112,7% к 2018 году расходы на обеспечение деятельности (ДШИ).  В рамках подпрограммы «Наследие» предусмотрены расходы на создание «Аллеи славы» Лукояновского муниципального района 750,0 тыс.рублей.

Расходы на реализацию муниципальной программы «Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом Лукояновского муниципального района Нижегородской области» составляют 101 949,95 тыс.рублей или 108,9 % к уровню 2018 года, из которых 84 229,7 тыс.рублей или 83,0 % (82,4% в 2018 году) в структуре составляют межбюджетные трансферты бюджетам поселений района.

Бюджетные ассигнования в рамках программы предусмотрены  на осуществление регламента выплаты по решению судов – 3743,3 тыс.рублей

На уплату процентов за пользование бюджетным кредитом под 0,1 % пользования  предусмотрено 0,65 тыс.рублей

На обеспечение деятельности финансового управления направляются 13 976,3 против 14128,5 тыс.рублей  в 2018 году . что составляет 98,9 % к уровню 2018 года. На сопровождение системы «АЦК-Финансы» запланировано  1 548,7 тыс.рублей против 1 685,8 тыс.рублей, что составляет 91,9 % к уровню 2018 года.

Расходы районного бюджета на 2019 год по программе «Развитие агропромышленного комплекса Лукояновского муниципального района Нижегородской области до 2021 года» предусматриваются в сумме  31 581,1 тыс.рублей или в 2 раза больше бюджета   2018 года  . Бюджетные ассигнования в рамках программы будут направлены на обеспечение деятельности управления сельского хозяйства за  счет средств областного бюджета –  в сумме 4 809,0 тыс.рублей против 4 121,4 тыс.рублей, что составляет 116,7% к бюджету 2018 года. В тоже время расходы на выплаты персоналу 3 698,5 тыс.рублей против 3 660,2 тыс.рублей  в 2018 году 101 %.

В 2019 году предполагается сохранить все основные виды государственной поддержки сельскохозяйственного производства, действующие в 2018 году и на эти цели предусмотрено 26 772,1 тыс.рублей.

Расходы районного бюджета по программе «Управление муниципальным имуществом Лукояновского муниципального района» составляют в 2019 году 6199,2 тыс.рублей 6904,6 тыс.рублей . Это 89,8 % к уровню 2018 года. Связано с уменьшением передаваемых полномочий от поселений на владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, находящимся в собственности поселений с 1726,9 тыс.рублей до 447,8 тыс.рублей. На мероприятия по землеустройству и землепользованию предусмотрено 368,5 тыс.рублей. На расходы по оценке недвижимости, признание прав и регулирование отношений по муниципальной собственности выделяется 1353,0 тыс.рублей .

      Расходы на содержание отдела предусмотрены в сумме 4 477,7 тыс.рублей  или 106,8 % к 2018 году. Увеличение связано с передачей полномочий поселениями на формирование архивных фондов-295,8 тыс.рублей, 99 % к 2018 году без передачи указанных полномочий.

Расходы на 2019 год на реализацию шестой муниципальной программы «Управление Лукояновским муниципальным районом» предусмотрены в сумме 33 921,9 тыс.руб., что составляет 93,3 % к уровню 2018 года.

Бюджетные ассигнования в рамках муниципальной программы предусмотрены на реализацию следующих подпрограмм :

 В рамках подпрограммы «Развитие предпринимательства в Лукояновском муниципальном районе Нижегородской области» планируются расходы на проведение мероприятий, способствующих созданию благоприятных условий для ведения малого и среднего бизнеса-50,0 тыс.рублей;

 реализация мероприятий, направленных на возмещение  затрат фонду поддержки развития малого и среднего предпринимательства в сумме  405,1 тыс.рублей  .

В рамках подпрограммы  «Информационное общество в Лукояновском муниципальном районе»  выделены средства в сумме 928,4 тыс.рублей , из них расходы на обслуживание МАСЦО- 99,0 тыс.рублей  и расходы на обеспечение доступа ОМСУ к системе электронного документооборота-829,4 тыс.рублей.

В рамках подпрограммы «Развитие транспортной системы в Лукояновском муниципальном районе» планируется реализация мероприятий, направленных на возмещение части затрат на выполнение работ , связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам в границах района  – 9195,0 тыс.руб;

В рамках подпрограммы «Обеспечение реализации муниципальной программы» предусмотрены расходы на обеспечение деятельности администрации Лукояновского муниципального района в сумме 23 343,4 тыс.рублей , что составляет 95% к плану 2018 года (24 564,5 тыс.рублей)

      Программа «Развитие малоэтажного строительства, социальной, дорожной и инженерной инфраструктуры Лукояновского муниципального района Нижегородской области» предусматривает расходование средств в объеме 45 897,4 тыс.рублей.

Бюджетные ассигнования в рамках муниципальной программы предусмотрены на реализацию следующих подпрограмм :

В рамках подпрограммы «Развитие малоэтажного жилищного строительства» планируется реализация мероприятий, направленных на:

-организацию мероприятий по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу – 850,0 тыс.рублей:

- расходы на обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями за счет средств федерального и  областного бюджетов – 11 686,4 тыс. рублей.

 В рамках подпрограммы «Развитие социальной, дорожной и инженерной инфраструктуры Лукояновского муниципального района Нижегородской области» планируется реализация мероприятий, направленных на:

- строительство объекта «Центр культурного развития в г.Лукоянов»- 31 961,0 тыс.рублей , в т.ч. наша доля  6 392,2 тыс. рублей;

- мероприятия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов – 600,0 тыс.руб.;

- устройство низконапорной канализации от здания районной администрации до ул.Октябрьской- 800,0 тыс.рублей

Наибольший объем расходов районного бюджета Лукояновского муниципального района на 2019 год составляют расходы по следующим разделам:

-   образование –49,0%  (49,6 % в 2018 году)

  • культура- 17,0% (12,4% в 2018 году)
  • межбюджетные трансферты- 12,4% (11,35 в 2018 году)
  • общегосударственные расходы – 9,4% (10,0% в 2018 году)

-    национальная экономика –6,2% (5,2 % в 2018 г)

  • социальная политика – 3,8 % (2,5 % в 2018 году)

 

Расходы по остальным разделам незначительны и составляют 2,2 % : 0,6%-Физическая культура и спорт,ЖКХ-0,5%, СМИ-0,3 %.

Выдержана социальная направленность бюджета: расходы на отрасли социальной сферы (образование, культура, физкультура и спорт, социальная политика) составят в 2019 году 477,0 млн.руб , что на 56,7 млн. рублей больше, чем в принимаемом бюджете 2018 года, или 70,4 % их доля в общих расходах .

Межбюджетные трансферты, направляемые в бюджеты поселений в 2019 году просчитаны по всем поселениям , кроме города, в т. ч дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности-63 345,2 т.р.  , иные межбюджетные трансферты на сбалансированность – 20 884,5 т.р.  Финансовая помощь  поселениям просчитана в объеме 85 127,1 тыс.рублей, что на 10977,8 тыс.рублей больше, чем в 2018 году. Хочу отметить, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселениям просчитаны на уровне области в рамках расчета модельных бюджетов муниципальных образований.

Муниципальный долг будет сведен к 0. Планируем погашение кредита в сумме оставшегося долга 1300,0 тыс.рублей.

       Учитывая, что потребность в финансовых средствах  в нашем случае превышает на 35,6 млн. рублей имеющийся ресурс, необходимо понимать, что принятие финансово не обеспеченных решений, какими бы полезными они не были, приводит к негативным последствиям устойчивости бюджета и ставит под угрозу исполнение действующих бюджетных обязательств в будущих периодах. Наш бюджет, как и в прошлые годы, сформирован реальным по доходам, что надеемся, позволит профинансировать запланированные расходы.

        Основные характеристики проекта районного бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов выглядят следующим образом:

-  на 2019 год бюджет сформирован по доходам в сумме 678 713,65 тыс.рублей, рост к принимаемому бюджету 2018 года 104,7 % ( в 2018 году-648 180,8 тыс.рублей), по расходам в сумме 677 413,65 тыс.рублей, рост к 2018 году 104,4 % ( в 2018 году- 646 880,8 тыс.рублей) с профицитом в сумме 1 300,0 тыс.рублей,

-  на  2020 год и 2021 год бюджет сбалансирован и по доходам и расходам в сумме, соответственно, 611 131 тыс.рублей и 750 788,6 тыс.рублей.

  Прошу рассмотреть представленный проект со следующими поправками: увеличение расходов на финансирование мероприятия «Повышение безопасности дорожного движения в Лукояновском муниципальном районе МП «Управление Лукояновским муниципальным районом…» в размере 195,0 тыс.рублей для приобретения световозвращающих слэп-браслетов для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений района по 2 штуки на каждого учащегося в количестве 1800 шт. и изготовление баннеров и буклетов для проведения пропаганды соблюдения правил безопасности дорожного движения за счет сокращения расходов на содержание КСИ и разделение  сумм по КБК по 5 видам поддержки сельхозтоваропроизводителям: в области растениеводства, на 1 кг молока, на приобретение элитных семян, на возмещение процентной ставки по кредитам и на поддержку племенного животноводства.

 

 

РЕШЕНИЕ ПРИНЯТО.

 

О внесении изменений в решение Земского собрания Лукояновского муниципального района от 15.12.2017 № 79 «О бюджете Лукояновского муниципального района Нижегородской области на 2018 год и на плановый период 2019 – 2020 годов».

Докладчик: Мигачева Н.И. – начальник финансового управления администрации района.

C:\Users\Елена\Desktop\Мигачева2.JPG

 

На Ваше рассмотрение предлагается проект решения «О внесении изменений в решение Земского собрания Лукояновского муниципального района Нижегородской области от 15.12.2017 № 79 «О бюджете Лукояновского муниципального района Нижегородской области на 2017 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Одновременно с проектом представлены документы в соответствии с  Положением о бюджетном процессе в Лукояновском муниципальном районе, утвержденном решением Земского собрания от 29.09.2017 № 46.

Проектом предлагается уточнение основных параметров бюджета района на 2018 год  по доходам ,   расходам , источникам финансирования   дефицита бюджета.

Доходы бюджета предлагаются к увеличению и доведению в 2018 году  до 689 710,2 тыс.рублей, увеличение в общей сумме на  2 198,8 тыс.рублей.

 Увеличены безвозмездные поступления   на 2 198,9 тыс. рублей, из них дополнительно получены из областного и федерального бюджетов  2 367,3 тыс.рублей  и выписано уведомление минстроя Нижегородской области на возврат субсидий на мероприятия по переселению граждан в ФСР ЖКХ -168,4 тыс.рублей. Разница в сумме 168,4 тыс рублей пошла на  увеличение дефицита бюджета за счет остатков средств, высвобожденных ранее районом у подрядчика.

Субсидии району увеличены на 682,7  тыс.рублей на повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры  в сумме 619,2 тыс.рублей на исполнение целевых показателей по средней заработной плате с 21 751,30 рублей до 21 900,79 рублей и на повышение оплаты труда педработникам муниципальных организаций дополнительного образования на 63,5 тыс.рублей.

Увеличены  субвенции вцелом на 1 289,8 тыс.рублей, в т.ч

- увеличены на 126,3  тыс. рублей на оказание поддержки сельхозтоваропроизводителям в области растениеводства  за счет средств областного бюджета,

-   на возмещение части затрат на приобретение элитных семян- на 2 036,9 тыс. рублей , в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 561,3 тыс.рублей и областного бюджета на сумму 1475,6 тыс.рублей.

Уменьшены субвенции : на возмещение части процентной ставки на 12,6 тыс.рублей, на 312,9 тыс.рублей на возмещение части затрат на 1 килограмм молока, на 121,8 тыс.рублей на возмещение части затрат по отдыху детей , на 426,4 тыс.рублей на выплаты компенсации части родительской платы по уходу за ребенком в дошкольных образовательных организациях .

 Увеличены иные межбюджетные трансферты  на 394,8 тыс. рублей:

- за счет передачи средств по распоряжению Правительства Нижегородской области от 04.12.2018 № 1314-р из ФПТ-76,8 тыс. рублей, из них МБУК « Лукояновский краеведческий музей» на дизайн-проект «Аллея Славы»-15,0 тыс. рублей , детсад № 1 на установку дверей  -45,0 тыс. рублей , школа № 1на проведение новогодних мероприятий -16,8 тыс. рублей .

По распоряжению  Правительства НО № 1106 от 14.12.18 еще 318,0 тыс. рублей, из них: всем МБДОУ (детсадам) района  152,3 тыс. рублей на приобретение новогодних подарков  (игрушек) , ЦБС-50,0 тыс. рублей на формирование подарочного фонда для праздничных мероприятий и администрации города на ремонт элементов детского пляжа на пруду «Казенный»-115,7 тыс. рублей . Общая сумма полученных районом иных межбюджетных трансфертов за 2018 год составила 2 841,0 тыс.рублей.

 Без увеличения налоговых и неналоговых доходов произведена корректировка прогнозных назначений, том числе:

- увеличены доходы от НДФЛ на 1300,0 тыс. рублей ;

- уменьшен прогноз поступлений по платежам при пользовании природными ресурсами на 1300,0 тыс.рублей.

 Уточнение налоговых и неналоговых доходов произведено на 0,1 тыс.рублей за счет округления суммы и составит 197 335,9 тыс.рублей.  

Доходы бюджета уменьшены на возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет  на 168,4 тыс.рублей за счет возврата  субсидии ФСР ЖКХ по программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Расходы районного бюджета увеличены на 2 334,4     тыс. рублей, в т.ч.

 за счет  полученных целевых средств   по главным распорядителям бюджетных средств .

Кроме того, проектом предусмотрено перераспределение отдельных расходов внутри ведомств:

По ведомству 001 «Финансовое управление»:

из резервного фонда выделение средств:

 в сумме 30,0 тыс.рублей в администрацию Лопатинского сельсовета на ГСМ муниципальной пожарной охране ;

в сумме 20,0 тыс. рублей  в администрацию района на оказание материальной помощи физ.лицам,оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Произведен в резервный фонд возврат в сумме 1,0 тыс.рублей  остатков неиспользованных средств от МБОУ Лопатинская ОШ-0,7 тыс. рублей и МБДОУ Разинский детсад-0,3 тыс.рублей.

Осуществлена передача средств на осуществление расходов по решению судов за 2017 год на основании исполнительных листов по установленному регламенту:

 50,0 тыс.рублей администрации района на уплату штрафа за невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного и социального назначения;

400,0 тыс. рублей администрации Шандровского сельсовета на исполнение решения районного суда  о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма Рудакову А.Н.,1983 г.р в границах села Шандрово.

Межбюджетные трансферты поселениям увеличиваются на сумму 545,7 тыс.рублей: за счет передачи денежных средств администрации Лопатинского сельсовета в сумме 30,0 тыс.рублей, Шандровского сельсовета в сумме 400,0 тыс. рублей и администрации города из ФПТ 115,7 тыс. рублей.

По ведомству 057 «Отдел культуры и спорта»  изменения ассигнований на сумму  684,2 тыс.рублей   в связи с передачей  целевых средств на повышение зарплаты 619,2 тыс. рублей, 15 тыс. рублей музею, 50 тыс. рублей ЦБС. Внутри ведомства на основании письма главного распорядителя бюджетных средств приняты передвижки в МБУ ЦБС в сумме  3,6 тыс.рублей на оплату расходов по софинансированию полномочий органов МСУ по повышению оплаты труда работников культуры.

По ведомству 074 «Отдел образования» изменены ассигнования  за счет полученных целевых средств в сумме 214,1 тыс.рублей : 45,0 тыс.рублей детсаду №1 на замену дверей,  всем садикам на приобретение новогодних подарков 152,3 тыс. рублей , школе № 1 на проведение новогодних мероприятий  в сумме 16,8 тыс. рублей и возврата целевых средств в районный бюджет за счет экономии по проведенным процедурам (конкурсным и удешевлением проведенных работ и закупки материалов) в сумме 33,8  тыс.рублей   . Средства возвращены детсадом № 6- 10,6 тыс. рублей за счет уменьшения районной доли по программе «Доступная среда», школа № 1- 12,6 тыс. рублей, выделяемых на ремонт полов, Ульяновская школа-1,1 тыс.рублей, выделяемых на приобретение запчастей к газовому котлу , Разинская школа в сумме 8,5 тыс. рублей, выделяемых на питание в пришкольных лагерях и 1,0 тыс. рублей в резервный фонд. Уменьшены средства на 121,8 тыс.рублей на возмещение части затрат по отдыху детей , на 426,4 тыс.рублей на выплаты компенсации части родительской платы по уходу за ребенком в дошкольных образовательных организациях . Увеличены на сумму 63,5 тыс.рублей за счет полученной субсидии на повышение оплаты труда педработникам муниципальных учреждений дополнительного образования детей.

 Приняты внутренние передвижки от главного распорядителя бюджетных средств. Подробно описаны в пояснительной записке.

По ведомству 082 «Управление сельского хозяйства администрации Лукояновского муниципального района» за счет увеличения средств субвенции сельхозтоваропроизводителям . Приняты внутренние передвижки от главного распорядителя бюджетных средств с экономии по статьям расходов на закупку товаров работ и услуг на выплату зарплаты персоналу в сумме 82,1 тыс. рублей.

По ведомству 366 «Отдел по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Лукояновского муниципального района» изменена классификация вида расходов по вложениям в объекты муниципальной собственности

По  ведомству 487 «Администрация Лукояновского муниципального района» увеличены денежные средства в сумме 70,0 тыс.рублей, в т.ч. за счет передаваемых из резервного фонда в сумме  20,0 тыс.рублей , и на исполнение решений судов в сумме 50,0 тыс. рублей .

Приняты внутренние передвижки в пределах сметы. Они описаны в пояснительной записке. Например , такие как 7,5 тыс. рублей на оплату расходов по подключению и настройке точки системы оповещения в р. п им. Ст.Разина. Подробно на них не буду останавливаться.

 Источники финансирования дефицита увеличены на 135,6 тыс. рублей.

 

Соответствующие изменения внесены:

1) в пункты 1, 5, 6, 16, 20 решения  Земского собрания Лукояновского муниципального района Нижегородской области "О районном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019  и 2020 годов";

2) приложение 3 "Поступление доходов по группам, подгруппам и статьям бюджетной классификации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов";

приложение 5 "Источники финансирования дефицита районного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов";

приложение 6 "Распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов";

приложение 7 "Ведомственная структура расходов районного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов";

приложение 8 "Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам и группам видов расходов классификации расходов бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов";

приложение 11 " Распределение  иных межбюджетных трансфертов между бюджетами поселений Лукояновского муниципального района  на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".

Проектом решения внесены соответствующие изменения по доходам, по межбюджетным трансфертам, а также перераспределение отдельных направлений расходов между главными распорядителями бюджетных средств, кодами бюджетной классификации с учетом уточнения полномочий, объемов финансирования и механизмов реализации отдельных мероприятий. В целом, с учетом предлагаемых поправок параметры районного бюджета на 2018 год составят:

-      по доходам – 689 710,2 тыс.рублей (увеличение на 2 198,8 тыс.рублей) ;

-      по расходам – 709 342,9 тыс.рублей (увеличение на 2 334,4  тыс.рублей );

-      дефициту – 19 632,7 тыс.рублей ( увеличение на 135,6 тыс.рублей : 168,4 тыс.рублей увеличение за счет возврата остатка субсидий в ФСР ЖКХ,  и уменьшение за счет возврата субсидий на иные цели ,  возврата неспользованных средств резервного фонда в  текущем году)

Основные параметры районного бюджета на 2019 год  и на 2020 год остаются без изменений.

Уважаемые депутаты!

Прошу принять представленный проект решения.

 

 

РЕШЕНИЕ  ПРИНЯТО.

 

Об утверждении Положения об отделе образования администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области.

Докладчик: Малышев С.Н. – заместитель главы администрации района.

C:\Users\Елена\Desktop\СнимокМалышев.JPG

 

РЕШЕНИЕ ПРИНЯТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТООТЧЕТ

 

C:\Users\Елена\Desktop\СнимокВидяев Ермакова.JPG

 

C:\Users\Елена\Desktop\СнимокЕрмаков.JPG

 

 

 

 

 

C:\Users\Елена\Desktop\Фотоотчет декабрь 2018\СнимокРедакционная.JPG

 

C:\Users\Елена\Desktop\Фотоотчет декабрь 2018\СнимокХристосов.JPG

 

 

 

 

 

 

 

C:\Users\Елена\Desktop\Фотоотчет декабрь 2018\СнимокДиряев.JPG

 

C:\Users\Елена\Desktop\Фотоотчет декабрь 2018\СнимокПрезидиум.JPG

 

 

 

 

 

C:\Users\Елена\Desktop\Фотоотчет декабрь 2018\СнимокХристосов Лобаев.JPG

 

C:\Users\Елена\Desktop\Фотоотчет декабрь 2018\СнимокМорозова.JPG

 

 

 

 

 

C:\Users\Елена\Desktop\Фотоотчет декабрь 2018\СнимокВолодина.JPG

 

C:\Users\Елена\Desktop\Фотоотчет декабрь 2018\СнимокЗал.JPG

 

 

 

 

 

 

C:\Users\Елена\Desktop\Фотоотчет декабрь 2018\СнимокДепутаты.JPG

 

C:\Users\Елена\Desktop\Фотоотчет декабрь 2018\СнимокДепутаты слева.JPG

 

 

 

 

 

 

 

C:\Users\Елена\Desktop\Фотоотчет декабрь 2018\СнимокСайгина Ефремов.JPG

 

C:\Users\Елена\Desktop\Фотоотчет декабрь 2018\СнимокПетрунина.JPG

 

 

 

 

C:\Users\Елена\Desktop\Фотоотчет декабрь 2018\СнимокВолодина.JPG

C:\Users\Елена\Desktop\Фотоотчет декабрь 2018\СнимокЦыбаев.JPG

C:\Users\Елена\Desktop\Фотоотчет декабрь 2018\СнимокМорозов.JPGC:\Users\Елена\Desktop\Фотоотчет декабрь 2018\СнимокКапкин.JPG

 

C:\Users\Елена\Desktop\Фотоотчет декабрь 2018\Митрохин.JPG

 

 

 

C:\Users\Елена\Desktop\Фотоотчет декабрь 2018\СнимокЛобаев и Диряев.JPG

 

C:\Users\Елена\Desktop\Фотоотчет декабрь 2018\СнимокКотиков Голубкин.JPG

 

 

 

 

 

C:\Users\Елена\Desktop\Фотоотчет декабрь 2018\СнимокКотиков.JPG

 

C:\Users\Елена\Desktop\Фотоотчет декабрь 2018\СнимокГолубкин.JPG

C:\Users\Елена\Desktop\Фотоотчет декабрь 2018\СнимокЕрмаков.JPG

 

C:\Users\Елена\Desktop\Фотоотчет декабрь 2018\СнимокНазаров.JPG

 

C:\Users\Елена\Desktop\Фотоотчет декабрь 2018\СнимокШумилов.JPG

Яндекс.Метрика тИЦ и PR сайта lukojanov.omsu-nnov.ru Рейтинг@Mail.ru
Дизайн шаблонов - студия «Графит»
система управления «TreeGraph»